Бюджетная терминология

БК

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации .

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления)

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)

Бюджетная система Российской Федерации Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

БА

Бюджетные ассигнования

Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (см.).

Бюджетные ассигнования ежегодно утверждаются Федеральным законом о бюджете.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

  • оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение населения;
  • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • предоставление межбюджетных трансфертов;
  • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

БО

Бюджетные обязательства

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

БК РФ

Бюджетный Кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

ВЦП

Ведомственная целевая программа

Комплекс мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы Российской Федерации или целей «пилотной» госпрограммы, разработанной в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», или решение задач федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), являющегося разработчиком ВЦП, в рамках непрограммных направлений деятельности.

ВР

Вид расходов

Элемент бюджетной классификации, используемый в целях бюджетного учета.

Код вида расходов (КВР) входит в состав КБК, имеет длину 3 символа и занимает в действующем формате КБК позиции 18-20.

В формате КБК, использовавшемся до 2016 года, КВР занимал позиции 15-17

ГАДБ

Главный администратор доходов бюджета

Определенный в соответствии с Бюджетным Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета

ГРБС

Главный распорядитель бюджетных средств

Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Код ГРБС содержится в составе КБК (разряды 1-3).

ГП

Государственная программа

Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Код ГП содержится в составе КБК (разряды 8-9).

Государственная программа включает в себя:

  • подпрограммы, содержащие соответствующие структурные элементы;
  • федеральные целевые программы.

Грант

Безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотация

Межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления использования средств.

Доходы бюджета

Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

КУ

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления

Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

Длина кода КОСГУ - 3 разряда.

Код КОСГУ входил в старый формат КБК (до 2016 года) и занимал позиции 18-20. В новом формате КБК код КОСГУ не используется.

Новое название КОСГУ - классификация операций публично-правовых образований.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:

  1. доходы;
  2. расходы;
  3. поступление нефинансовых активов;
  4. выбытие нефинансовых активов;
  5. поступление финансовых активов;
  6. выбытие финансовых активов;
  7. увеличение обязательств;
  8. уменьшение обязательств.

КБК

Код бюджетной классификации

Основной классифицирующий признак в бюджетной системе.

Различаются КБК доходов бюджета, КБК расходов бюджета и КБК источников финансирования дефицита бюджета.

Длина КБК - 20 символов.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

  1. кода главного администратора доходов бюджета;
  2. кода вида доходов;
  3. кода подвида доходов.

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
  2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

КВР

Код вида расходов

Структурная часть КБК.

В действующем с 2016 года формате КБК занимает позиции 18-20 (три последних позиции в КБК).

В формате КБК, действовавшем до 2016 года, КВР располагался в позициях 15-17.

Консолидированный бюджет

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

ЛБО

Лимит бюджетных обязательств

Объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

МБТ

Межбюджетный трансферт

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

НР

Направление расходов

Признак бюджетной классификации, определяющий максимально детализированную информацию о назначении бюджетных ассигнований.

Код НР в действующем с 2016 года формате КБК имеет длину 5 символов и занимает позиции с 13 по 17.

В формате КБК, применявшемся до 2016 года, код НР имел длину 4 символа и занимал позиции с 11 по 14.

НП

Национальный проект / Национальная программа

Проект (программа), направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 ""О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"", и обеспечивающий достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета.

Национальный проект состоит из федеральных проектов.

В настоящее время утверждены 13 национальных проектов и два комплексных плана, приравненных к национальным проектам.

НПА

Нормативный правовой акт

Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

В бюджетной системе РФ НПА высшего уровня являются Бюджетный Кодекс РФ и Федеральные законы о бюджете, принимаемые ежегодно.

ОБАС

Обоснование бюджетных ассигнований

Документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

ОГВ

Орган государственной власти

Организация (учреждение) государственной власти.

В Российской Федерации принято разделять органы власти на:

  • федеральные (органы власти федерации);
  • региональные (органы власти субъектов федерации).

К основным федеральным органам власти относятся:

  • Федеральный законодательный орган — Федеральное Собрание России;
  • Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
  • Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России;
  • Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

ОМ

Основное мероприятие

Структурный элемент подпрограммы государственной программы.

К основным мероприятиям приравниваются федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, и ведомственные целевые программы.

Код ОМ входит в состав КБК, имеет длину 2 символа и занимает в КБК позиции 11-12.

Очередной финансовый год

Год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период

Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Пп, П/п

Подпрограмма государственной программы

Основная структурная единица государственной программы.

Структурные элементы подпрограммы включают в себя:

  • основные мероприятия федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • ведомственные целевые программы;
  • федеральные проекты;
  • отдельные мероприятия федеральных проектов.

К подпрограммам ГП приравниваются ФЦП.

Код подпрограммы ГП входит в состав КБК, состоит из одного символа и занимает позицию 10.

ПБС

Получатель бюджетных средств

Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Приоритетный проект

Документ стратегического планирования, являющийся предшественником национального проекта. Большинство приоритетных проектов, реализовывавшихся в период 2005-2017 гг., в настоящее время преобразованы в национальные и/или федеральные проекты.

Как самостоятельная единица бюджетного планирования в настоящее время не применяется.

Программно-целевой принцип стратегического планирования

Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

Профицит бюджета

Превышение доходов бюджета над его расходами.

Рз / Пр

Раздел / подраздел бюджета

Один из основных способов структурирования бюджетных ассигнований (другие способы структурирования БА - ведомственный и в разрезе госпрограмм).

Коды раздела и подраздела бюджета входят в состав КБК, занимая там по 2 позиции - код раздела в позициях 4-5, код подраздела - в позициях 6-7.

Часто кодом раздела называется вся последовательность символов в КБК в позициях 4-7, в которой два последних символа нулевые.

Кодом подраздела также может называться последовательность символов в разрядах 4-7, в которой разряды 6-7 ненулевые.

РО

Расходные обязательства

Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета

Выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

РРО

Реестр расходных обязательств

Используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

СБР

Сводная бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

СБР формируется на основе бюджетных росписей отдельных ГРБС.

Субвенция

Межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели; в отличие от дотации (которая не имеет цели в принципе) подлежат возврату в случае отклонения от цели.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субсидия

Выплата, предоставляемая за счёт федерального или местного бюджета, а также выплата из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются два вида субсидий:

  • субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств;
  • субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и/или внебюджетных фондов в счет юридических лиц (кроме казенных учреждений) и физических лиц.

Основные свойства субсидии:

  • безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);
  • целевой характер;
  • софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Текущий финансовый год

Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

ФЦП

Федеральная целевая программа

Увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

ФЦП использовались в качестве одного из основных инструментов формирования федерального бюджета до 2014 года, после чего стали постепенно замещаться в бюджетном планировании государственными программами. В настоящее время реализуются ФЦП, у которых еще не истек плановый период реализации.

ФЗ

Федеральный закон

НПА высшего уровня в Российской Федерации.

ФОИВ

Федеральный орган исполнительной власти

Орган государственной власти (государственного управления), выполняющий исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.

В бюджетной системе РФ все ФОИВ являются ГРБС; большинство ФОИВ является также ГАДБ.

ФП

Федеральный проект

Основная структурная единица национального проекта (программы).

Федеральный проект приравнивается к основному мероприятию государственной программы.

Мероприятия федерального проекта могут входить в состав разных государственных программ.

ФСР

Функциональная структура расходов [бюджета] (Устар.)

Классификация расходов бюджета в разрезе основных разделов и подразделов.

ЦСР

Целевая статья расходов

Агрегированный признак бюджетной классификации, объединяющий коды ГП (или непрограммного направления расходов), подпрограммы ГП, основного мероприятия в составе ГП и направления расходов.

В формате КБК, действующем с 2016 года, ЦСР имеет длину 10 символов и занимает позиции с 8 по 17.